Белорусское кино

12 сентября 2010

Беларусьфильм - бесплодие века сего

Национальная киностудия Беларусьфильм
Национальная киностудия Беларусьфильм
На днях наш Президент Беларуси Лукашенко выступил с очередным посланием к народу, теперь по поводу белорусского кино. Вообще-то я аполитичный человек, но не скажу, что политикой не интересуюсь уж вовсе.
Совсем наоборот, политика меня развлекает, когда театр с этим не справляется: интересно наблюдать, как сильные мира сего бессильны против простого человека, которому в принципе, как и мне, до лампочки, о чем в верхах говорят, был бы только повод что-нибудь вспомнить. Итак, Президент Беларуси на встрече с деятелями культуры страны много говорил по вопросу развития кинематографии и вот я вспомнил, как и многие, что в Беларуси существует киностудия "Беларусьфильм", где оказывается, сегодня снимают белорусские фильмы. Бывал я там несколько раз, как и в белорусских колхозах. Поэтому с чистой совестью могу утверждать, что колхозники заботятся более бережно и более стараются держать чистыми свои свинарники и коровники, чем кинематографисты свое родное здание. Вот уж если раньше люди кино были, чуть ли не цветом советской интеллигенцией, то сейчас можно наглядно наблюдать, как она сгнила, - крайне не хватает московских капиталовложений для атомной косметики, дабы привести в сексуальный вид лицо киностудии. Какой нормальный российский режиссер поедет сюда раскрывать тему "православных сисек" и добрых немцев, сон которых побеспокоил советский варвар? Перед "Беларусьфильмом" стала неразрешимая дилемма. Или они вступят в эру нормального рыночного существования и начнут снимать современное и съедобное киноговно (простите, не смог удержаться от самой емкой и чаще всего используемой характеристики), или в лучшем случае будут и дальше загнивать. Оба варианта далеки от совершенства. Последнее понятно: ни у кого больше нет сил терпеть и тратиться на бесплодное белорусское кино. Первый же вариант, возможно, расходится с политикой государства, так и не поддерживается мнением некоторой части белорусских граждан (к которым принадлежит и ваш покорный слуга), что лучше не пачкать светлый образ белорусского кинематографа в советское время, крайне сомнительными фильмами с этической (читать: высокоэстетической) точки зрения.

Современное белорусское кино - без вариантов

Лучший фильм Беларусьфильма, по произведению Ивана Мележа, Полесская хроника, Люди на болоте, Дыхание грозы
Лучший фильм Беларусьфильма, по произведению Ивана Мележа, Полесская хроника: Люди на болоте, Дыхание грозы
Для меня были интересны пару высказываний Александра Григорьевича:
1) "В Беларуси каждый может сделать карьеру сообразно своим знаниям и способностям", - считает Президент. "В Беларуси созданы все условия для того, чтобы каждый гражданин мог реализовать свой талант на родине, - сказал он. - Хочу, чтобы вы знали: государство всегда поддержит всех творческих людей, которые служат обществу всей силой своего таланта. Будь то признанный мастер или начинающий актер, режиссер, сценарист". 
Это конечно хорошо, что в Беларуси такие возможности талантам. Как писал Островский: был бы талант - поклонники найдутся. Но мне кажется, не в ту сторону смотрят в поисках этих талантов, - и в последующих публикациях я постараюсь раскрыть эту тему со своей стороны, так сказать изнутри. Далее:
2) Национальный фильм - это хороший, достойный фильм, в котором отражена душа народа. Нельзя девальвировать это понятие. 
Кино БССР, фильм Полесская хроника, Люди на болоте, Людзі на балоце, 1981, Дыхание грозы, Подых навальніцы, 1982
Кино БССР, фильм Полесская хроника: Люди на болоте (Людзі на балоце) 1981, Дыхание грозы (Подых навальніцы) 1982.
Понятно, что любому государству нужны национальные проекты, в том числе и кинопроекты. Кино как важнейшее из искусств в идеологическом плане никто не отменял. Но возникает совершенно справедливый вопрос: а понимает ли это самое кино душу народа? Вот на примере последнего фильма Михалкова - многим кинематографистам хотелось опустить Сталина хотя бы мордой в торт. Не получилось, т.к. понятие душа народа уже давно девальвировано и скорее советская экзотика, чем что-то само собой подразумеваемое. Дело не в личности Сталина и его роли в истории, а в том что народ не спрашивают что у него на душе. И здесь же мне могут возразить, мол, а в советские годы спрашивали? Мой ответ: да! Просто уже не понимают, кто должен спрашивать у этого неизвестного народа, что у него на душе, в уме и чего ждет. И здесь некоторые надеются решить проблему белорусского кинематографа совершенно не в той плоскости, где эта проблема лежит. Кризис не белорусского кино - кризис белорусской литературы!!! С уверенностью можно сказать, что она никому не нужна, в том числе и литераторам, не говоря уже о режиссерах и актерах. И соответственно ее нет. Литература - это не просто какие-то хорошо написанные рассказы, пьесы, сценарии, хорошо продаваемые и где-то обсуждаемые. Литература - это лучший человек нашего времени. Литература - это нужный человек в наш век. Литература - это самый последний человек во все времена! В общем, что на киностудии "Беларусьфильм" вскоре начнут снимать качественное киноговно - я не сомневаюсь. Но я верю, что когда в нашем крае появится высокая литература: белорусское кино начнет производить поистине мировые шедевры! В белорусской литературе есть великие произведения, но современная литература до их пупа еще не доросла.

Полесская хроника: "Люди на болоте" и "Дыхание грозы"

Белорусское кино, Люди на болоте
Белорусское кино: Люди на болоте
Тема белорусского кинематографа вызвала у меня приятные воспоминания детства. Каждый  человек вырастает на каких-то картинах, сказках, песнях, книгах, фильмах. Я вырос на "Полесской хронике". Можно сказать, что все мое отношение и любовь к белорусскому искусству выражено через эту киноленту. Для меня не любить "Люди на болоте", значит не любить весь белорусский кинематограф! Так же как не любить Пушкина равнозначно презрению ко всей русской литературе. Или не понимать Купалу значит - ничего не знать о белорусской культуре. Давно не видел этот лучший фильм из когда-либо созданных в Беларуси, но сейчас вот удивляюсь себе, что все четко помню. Такие фильмы осознаются годами. И я думаю, что настоящее признание этого фильма еще впереди. Ой, меня аж внутри передергивает, когда думаю об этом фильме. Недавно зашел в подземный переход около кинотеатра "Москва", смотрю, а там какой-то хлопчик на дудке играет. Я прохожу мимо его и про себя думаю: вот он белорусский пастушок со свирелью! Прохожих нет, чтоб ему копейку кто кинул, а он себе играет. Я еще тогда подумал, такого в кино не увидишь, чтоб показано было не натурально, а художественно и с душой.
Актриса Елена Борзова, главная роль Ганны
Актриса Елена Борзова, главная роль Ганны в фильме Полесская хроника.
Белорусский актер, Юрий Казючиц, в роли Василя, кинофильм, Люди на болоте
Белорусский актер Юрий Казючиц в роли Василя, кинофильм Люди на болоте.
Только две художественные книги я перечитывал, при чем с особым трепетом, - это "Война и мир" Льва Толстого и "Люди на болоте" Ивана Мележа. (Конечно, перечитывал что у Шекспира, Пушкина и других.) Если белорусская литература создала настоящие эпические произведения, то для меня, несомненно, на первом месте стоит книга Мележа, так все метко подмечено о душе белорусского народа…
Экранизация книги, Мележ, Люди на болоте, кадр из фильма, белорусское кино, режиссер, Виктор Туров
Экранизация книги Мележа Люди на болоте, кадр из фильма, белорусское кино, режиссер Виктор Туров.


лягушка поделитесь кнопка Поделитесь ссылкой:

16 ответы:

Хозяин Лягушатника
может я вас и не понял)
скажите, я вообще сейчас мало смотрю современных фильмов, а какие вот на какие фильмы по-вашему надо равняться?
Fedin Ivan
Вы не совсем правильно меня поняли. Да, в советское время кино было действительно хорошим, потом была деградация. А вот чтобы выйти из этого деградирующего состояния, необходимо взять кого-то за пример, и достигать уровня, который задает этот самый "пример". Я предлагаю в качестве примера взять американское кино, а вот когда мы научимся снимать также, тогда будет дальнейшее развитие.
Хозяин Лягушатника
Какое дальнейшее развитие? Когда произошла деградация, и дальше идет.
Или вы считаете, что в Союзе кино было также далеко от уровня американских фильмов?)))

К стати, в свое время советское кино брало оскары (в те то годы, когда политика рулила!!!). А, например, некоторые фильмы Тарковского были очень коммерчески успешны во Франции. В том числе, до войны на американское кино очень сильно повлиял русский театр. Та же Мерлин Монро брала уроки у одного из лучших русских актеров Михаила Чехова (он эмигрировал). Забытых примеров много.

Также, лично я, не считаю что сейчас американское кино на высоком уровне, киноговна там сейчас не меньше. И американское кино до и после 90-х годов также сильно отличается, как и у нас. Другое, что там осознанно стремятся снимать подобные фильмы - это у них и получается. А у нас в роли бессознательно догнать.
Хозяин Лягушатника
Потому что тогда, стоило бы включить еще и другие фильмы.)
Кстати, надо пересмотреть.
Fedin Ivan
Пусть сначала научаться снимать хотя-бы американское кино, точнее на таком же уровне, вот только тогда станет возмодным говорить о каком-то дальнейшем развитии
sunshine.by
А отчего не включена Дикая Охота?
Вполне на уровне снято, между прочим!
Хозяин Лягушатника
Сегодня кинематограф всех этих стран действительно убог - понятно даже детям в бывших соцстранах, не говоря уже о студентах в США. И мы тут считаем, одна из причин - что в этих странах пытаются снимать американское кино.
Fedin Ivan
Вообще я считаю, что белорусский, русский, украинский кинематограф, вообщем кинематограф всех стран, которые входили в состав бывшего СССР, он настолько убог... мне кажется что работа студента кинематографии в США, будет снят лучше, чем русский фильм, обладающий даже каким-либо бюджетом.

Вот, вообщем все. Хороши пишите. Заходите ко мне в гости :-)

http://blog.fedin-ivan.ru
ОЛЬГА ZOV
ТОТ,КТО РОДИЛСЯ И ВЫРОС В СССР ХОРОШО ПОМНИТ БЕЛОРУССКОЕ КИНО.
К, СОЖАЛЕНИЮ, СЕЙЧАС Я НИЧЕГО О НЕМ НЕ СЛЫШУ...
Olga Bakun
у нас все фильмы про войну или про бел поэтов, либо экранизации, потому что они сами думать не хотят. Покажите мне человека, кто добровольно станет это смотреть !? зачем нам культурно развиваться!? давайте лучше построим еще какую нибудь Х
Анонимный
Полесская хpоника / Люди на болоте / Дыхание Гpозы. Вы бы поинтересовались, почему эти фильмы - 8 серий целиком нигде не скачать? Я пытался найти в Интернете Дыхание грозы в хорошем качестве - нигде нет ни на одном торренте или другой раздаче.

Залейте хоть кто-нибудь куда-нибудь "дыхание грозы" и другие серии 8 серий Люди на болоте. Право, стыдно за беларусов.
Анонимный
Уважаемые обсудители и обсужданты! Всем Вам я бы посоветовал прежде чем выступать с критикой по поводу производства кино, создать шедевр т.е.(хрень)самому. Или хоть что-то создать. Хотя по большому счету я согласен, что у нас в стране слабовато с кинемотографом! Но ровняться (а не копировать)нужно на тех кто и снимает не плохо (очень не плохо)и продает удачно. И таких масса! Не только в голивуде (не столько), а в россии. Тимур или Сидоров очень не плохие режиссеры. и т.д.
Хозяин Лягушатника
"Залейте хоть кто-нибудь куда-нибудь "дыхание грозы" и другие серии 8 серий Люди на болоте. Право, стыдно за беларусов."

Спасибо за ваш комментарий! Да немножко стыдно. Но я тут ничего поделать не могу, т.к. у меня просто нет этого фильма, даже в хорошем качестве. И где достать я не знаю. Я тут недавно искал одну видео-запись, можно сказать в последней инстанции для обычного зрителя. Так мне посоветовали поискать это в интернете, а не в ихнем архиве. Что тут скажешь? История стирается. Будем надеяться на добрых людей и энтузиастов, вроде Юрия Метелкина, которые создают подобные проекты: www.staroeradio.ru
Хозяин Лягушатника
"Уважаемые обсудители и обсужданты! Всем Вам я бы посоветовал прежде чем выступать с критикой по поводу производства кино, создать шедевр т.е.(хрень)самому. Или хоть что-то создать."

Уважаемый член клуба "обсудители и обсужданты" большое спасибо за совет. Он уже нам приходил в голову - даст бог создадим шедевр. Но чтобы создать шедевр, т.е. не хрень, даже просто чтобы что-то создать без претензий, считаем необходимым критиковать то, что производится в кино, но более важным считаем изучать то, что было хорошего в прошлом.

"Но ровняться (а не копировать)нужно на тех кто и снимает не плохо (очень не плохо)и продает удачно. И таких масса! Не только в голивуде (не столько), а в россии. Тимур или Сидоров очень не плохие режиссеры. и т.д."

Я не знаю такой прием в искусстве как "ровняться" - это из области "догнать и перегнать Голливуд (в производстве говна), а вот прием "подражания" (копирования) - это избитый и надежный метод. И здесь главный вопрос: С КОГО БРАТЬ ПРИМЕР? - для этого и критикуем. С создателей "Бригады" и "Особо опасен", или с Виктора Турова?
Анонимный
За пример взять старое советское или современное индийское кино, без танцев естественно. Уровень куда выше американского, да и народу больше смотрят)
Хозяин Лягушатника
Старое советское кино - это "боги горшки обжигали".
Недавно посмотрел "Судьба человека". Если убрать пропаганду и некоторые моменты, не кинематографического характера, то просто что-то запредельное в кинематографе. Момент с кирпичом под голову пьяного фашиста - это всёёёёёёёёёёёёёёёёё!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! А верующий заключенный, у которого возникла нужда - это вообще "зритель держит паузу"!

Но и старое американское кино было на гораздо более высоком уровне, чем сегодня.

Отправить комментарий