Современная русская драматургия

25 сентября 2010

О современной русской драматургии или о русской современной драматургии:
Современная, литература, читатели, драматургия, театр
Современная литература перед судом читателей

Драматургия современная и русская.
Современная драматургия и русская.
Драматургия русская и современная.
Русская драматургия и современная.

Вот и все!

Есть люди, которые уже не видят общего между русской драматургией и современной русской драматургией. Нужна новая ДРАМА, чтобы сделать русской современную драматургию, театральные тексты!

Иди и напиши нам пьесу!

Драматург Эдвард Радзинский рассказывает о том в каких пьесах нуждается театр. Из телепередачи "Мой театр" (2007г.):
А вообще, такого понятия, как “современная русская драматургия” не существует в природе театре! Для начала, надо разобраться, что в нашем понимании есть "современность", "драматургия" и собственно "русское", а потом что у этих терминов есть общего.

Электронная, энциклопедия, русская, драматургия, литература
Электронная энциклопедия "Русская драматургия от Сумракова до Хармса"


лягушка поделитесь кнопка Поделитесь ссылкой:

18 ответы:

Театральный Смотритель
Новая "белорусская драма" (современные тексты) - как убийство белорусского театра!

Театральная бюрократия Беларуси и пенсионеры белорусского театра - объявляю Вам благодарность за то что не пропусти в наш театр эту порнографию, этих бездарных матершинников, этих невеж!!! Держитесь ребята - мы должны сдержать этот напор канализации.
Трубы правда ваши немного прогнили - вот и дает течь моча с калом. Но ничего, есть у нас хорошие сантехники (спецы своего дела), поменяем трубы и будет дальше театр чистым и без запахов!!!
Театральный Смотритель
Анониму, комментарий которого не прошел модерацию.
На ваш вопрос, следующий ответ:
Течь - это вы.
Анонимный
А КАК УЗНАЛИ?
Театральный Смотритель
по почерку
Nina
Не могу себя причислить к знатокам театра, я только в процессе постижения этого вида искусства, которое считаю для себя одним из самых трудных. Но Ваши определения совсем завели меня в тупик. А как же вечная драматургия? Шекспир - это драматургия,которую можно назвать и сейчас современной и она, на мой взгляд, не имеет национальности. Или Чехов? Он почитается во всем мире как классика. Может нам нужны не современные драматические тексты, а драма, откликающаяся на общечеловеческие проблемы, и тогда она будет затребована во всех странах и во все времена? Извините, может я слишком сумбурно выражаю свои мысли.
Театральный Смотритель
Nina, очень хорошо, что мы с вами задружились)

1. У философии и театра много общего. И прежде всего их объединяет драма. Хотя последнее время театр как-то пренебрежительно относится к философии. В общем, не знаю как вы, но я мало встречал людей театра (в принципе, по правде, я вообще редко общаюсь с театралами), которые бы рубили в философии выше уровня обывателя. Театр не чувствует потребности в философии. А как было замечено в приведенной вами видеопубликации - ну нельзя обойтись без Маркса (как впрочем, и без других) не только самой философии, но и театру! Этого как мне кажется, многие не понимают. Театр, - по сути, философская мысль материализовавшаяся через художественную литературу. Без этого театр в принципе КВН и цирк в худшем смысле (я здесь не выступаю и не наговариваю на цирк, но одно дело видеть цирк в цирке, другое дело в театре).

2. Я не понимаю, какие мои определения завели вас в тупик. В этом посту "Современная драматургия" я никаких определений не давал. Этот пост вообще мое "фе" современной драматургии. Даже не самой драматургии, а той которую вижу в театре. У театра сегодня есть спрос на определенную драматургию, т.к. в большинстве таково сегодня представление о драматургии. Я категорически с этим не согласен и как ЗРИТЕЛЬ это терпеть не буду! Что эта за драматургия, я не хочу ее расписывать и давать ей какие-то определения. Просто я дал понять, что некоторые считают о том, что происходит - так не должно быть и некоторые к этому не будут лояльно относится. Думаю, кому надо было, тот понял по умолчанию. Здесь своя театральная политика.
Театральный Смотритель
3. Далее о вечной драматургии. Что она всех времен и народов еще не говорит, что она не должна быть на какой-то национальной почве. Здесь я даже бы говорил не о национальной почве, а народной почве. И под народом я подразумеваю не какую-то массу людей, от которой чурается паразитивная элита. Народ - это вообще все люди составляющие общество на какой-то промежуток времени и определенной территории. Так вот, в том числе то, что драматургия стремится в какой-то космополитизм и гнушается народностью, превращает ее в очень ограниченное искусство во времени и пространстве. Вы понимаете, что один из самых главных принципов драматургии - самое общее в самом конкретном - сегодня попран!!! Толи эта какая-та глобализация, толи еще черт знает что. Например, вот какая-та сегодняшняя пьеса - как мы ее прежде воспринимаем? Как западная драматургия, не как немецкая, испанская, польская, а как из западного мира. И это не только наше восприятие - это сами пьесы себя так позиционируют. И у нас пишут для всех, не для белорусского зрителя и конкретно, а вообще, что и в России и на том же Западе понимали. Вы понимаете, что чеховские пьесы - это прежде и всегда русская драматургия, конкретная, о конкретном народе, в самой конкретный промежуток времени, с самыми конкретными проблемами, которых сегодня нет!!! В том и дело, и волшебство драмы: что-то определенное, точное, не имеющее других аналогов и трактовок будем понятно и другим, и в другие времена. А то, что сегодня не имеет адресата из двух, трех, десяти, ста человек, оно не найдет себе адреса никогда. Бывшая прислуга рубит сад у дворян - вот и все! Конкретно, точно, без всяких полетов, для русского общества конца 19 начала 20 века. А и в 21 веке и во Франции и в Японии - всем понятно, о чем речь, т.к. через конкретное (часть) выражено общее (целое). Ну не писал потомкам Шекспир, не писал!!! Может, догадывался, что его будут читать в 21-ом веке, но писал он только англичанам 16 века, о проблемах тех людей и того времени!!! Как и Мольер, никому другому не писал, как французской аристократии. Самые общечеловеческие проблемы: у колхозника в деревне Забытое, до которого никому нет дела, у влюбленного студента БГУ без гроша, у которого нет ничего общего со студентом Гарварда и т.д. Но в этих самых определенных историях, внешне не похожих на другие, в этих частностях и может быть самое общее, что и объединяет людей!
Театральный Смотритель
4. Ладно, я могу писать днями на эту тему. Пока не могу выразить свои мысли в краткой форме и более понятно, поэтому на этом и закончу. Хотя замечу, что тут я ничего не написал, что есть это частное в драматургии, в какой-то местности и на какой-то промежуток времени, которое может отразить общее на все времена и народы.
В моем посту есть ссылка http://lyagushatnik.blogspot.com/2010/03/blog-post_20.html, где я как-то пару лет назад брался за тему "О сущности драмы" и че-то там пытался написать. Мне было бы интересно ваше мнение, как философа. Скажу, что это скорее некий черновик, чем мое окончательно сформировавшееся понимание драмы. Сегодня некоторые моменты я бы мог уточнить и привести свои мысли в более понятную и читабельную форму, но отсутствие какой-либо дискуссии…
Театральный Смотритель
Сейчас вычитал интересную мысль Овсянико-Куликовского, немного не в тему, но процитировать стоит: "Господа художники, драматурги, артисты! Бросьте разные утонченные "переживания" и обратите взоры сюда, на этот ход вещей, на это движение истории, обильное, быть может, сюжетами для трагедии и, несомненно, окрыляющее "современную душу" великими упованиями, животворящей всечеловеческой радостью".
Nina
Спасибо, Александр, за ваше внимание, проявленное к моему комментарию.
Философ - это очень громко сказано, скорее я отнесла бы себя к человеку размышляющему обо всем, что окружает меня.
На статью "О сущности драмы" я обратила свое внимане сразу, как только попала на ваш сайт. Она мне показалась довольно сложной, но я обязательно ее проработаю до конца, чтобы сформировать свой более менее вразумительный отзыв на нее.
Может я и не права, но на мой взгляд, проблема для драматургов сейчас состоит в том, что они не могут найти интересных сюжетов для драмы. Недавно я прочитала статью об одном бывшем "советском" бизмене, который нажив огромное состояние на продаже своей фирмы, поселился в Америке и живет на проценты. Ужас какая скукотища! А драма мне видится в том, что научившись делать деньги, он потерял способность любить людей. У него нет друзей, он измучил жену своим ворчанием. Он по-настоящему одинок и изолирован. Общество отвергло его, несмотря на его деньги. А он судорожно тратит эти, заработанные, надо сказать, честным трудом, деньги на какие-то пустяки, например, покупает провод для видеоаппаратуры за 10 000 долларов, чтобы доставить себе удовольствие. Сейчас в России все делается в угоду "золотому тельцу" отсюда и драмы. На поверхности все кажется превосходно: квартира, машина много приятелей, а на самом деле это только начало человеческой драмы, но это надо увидеть и описать всего в трех действиях!
Nina
Сейчас более внимательно прочитала ваши комментарии. Вы пишите:" Чеховские пьесы - это прежде и всегда русская драматургия, конкретная, о конкретном народе, в самой конкретный промежуток времени, с самыми конкретными проблемами, которых сегодня нет!!! ". Хорошо, я согласна, но разве это главное? Тогда почему эти пьесы так популярны на западе и даже в таких странах как Япония. Наверное, все-таки главное в драме это человеческие характеры, поставленные в такие экстремальные ситуации, где они могут с полной широтой открыться и этим они и интересны для зрителя. Говоря об утонченных "переживаниях", цитируемый вами Овсянико-Куликовский, может имел ввиду пьесы, где нет сильных страстей, интересных характеров и экстремальных ситуаций, поэтому он призывает драматургов обратиться к истории, как в свое время сделал Шекспир, где есть баталии, политика, борьба страстей. Хотя, на мой дилетанский взгляд, события, показываемы в драме, могут отвлекать от внутренных переживаний героя. Действия пьесы отчасти возникают под влиянием внуиренних размышлений, страстей ...
Театральный Смотритель
Я не думаю что все дело в сюжетах. Во-первых, некоторые, во всей литературе выделяют где-то тридцать шесть сюжетов. Другие вообще только три, а то и два. Сегодня драма скорее стремится к бессюжетности. Сюжет - это скорее скелет, на который ложится все остальное.

В приведенной вами истории как такового сюжета нет, вы не указали ряд обязательных моментов, хотя может предполагаться. Драма - это прежде действие (по-гречески перевод). Но не просто какое-то действие, а действие вследствие какого-то события. И вот сюжет - это собственно и есть скелет этих действий. Этот скелет обрастает мясом в виде реакций, чувств, переживаний, оценок. Но это не есть собственно искусство драматургии.

Историй о том, что все делается в угоду золотому тельцу - было не мало. И здесь вы привели скорее ТЕМУ для пьесы, а не сюжет. Вообще у многих большая путаница возникает, в том числе и у театральных критиков, где ТЕМА, СЮЖЕТ, ФАБУЛА, ИДЕЯ и т.д.

Я вот сейчас вам хочу что-то объяснить, но не знаю, как это сделать в краткой форме. Надо приводить много примеров. Давать формулировки разным понятиям, чтобы не было этой путаницы.
Театральный Смотритель
Я сегодня немного устал, поэтому извиняюсь заранее. Голова забита мыслями о другом.


"Наверное, все-таки главное в драме это человеческие характеры, поставленные в такие экстремальные ситуации, где они могут с полной широтой открыться и этим они и интересны для зрителя."

Конечно, человеческие характеры - это самое главное. Но как вам сказать. Самая-та проблема выписать эти характеры. Это очень, очень сложно. Можно написать сто станиц о человеке и никакого характера там не будет, даже если закинуть его в самые суровия условия, на какой-нибуль Северный полюс. Например, было в свое время много драматургов которые писали о второй мировой войне, но людей там там не было. В этом и есть одно из искусств драматургии: показать характеры.
Но здесь я возвращаюсь еще раз к своей мысли о конкретном народе, конкретных людях, конкретном времени. Только в четко очерченных границах возникнет характер. Четко очерченных социальных границах. Как вам сказать люди все в принципе одинаковые, условия разные. Вот, например, Шекспир написал "Венецианский купец". Вы в курсе каким городом была Венеция в те времена? Венеция в то время - это был мировой финансовый центр. И история про венецианского купца родилась не в уме Шекспира, а это был что-то вроде фольклорного мотива у итальянцев, а может вообще зародилась у мавров. Кто первый придумал вряд ли историки когда-нибудь узнают. Конкретная эпоха, конкретные люди, конкретное мировоззрение, и конкретные выведены характеры. И вот этот характер очерчен применим на все времена.
Вы же читали Характеры Теофраста? Что там написано? О конкретных людях Эллады в ту эпоху. Но этой таблицей можно пользоваться и сейчас совершенно справедливо!!!

Знаете, какое сильное я испытал потрясение, когда прочитал Илиаду Гомера? Мне как кувалдой по голове дала мысль, что люди с тех времен совершенно не изменились!!! Изменились условия, социальная обустроенность, технический прогресс и т.д. и т.п. А человек все тот же - ветхий человек.

Овсянико-Куликовский много чего имел ввиду, там было в контексте сказано и в рамках большой дискуссии театрального мира того времени. Но не будем углубляться, а то в такие дебри залезем…


"Хотя, на мой дилетанский взгляд, события, показываемы в драме, могут отвлекать от внутренных переживаний героя. Действия пьесы отчасти возникают под влиянием внуиренних размышлений, страстей .."

События в драме - это самое главное!!! Но если точнее, истинные события никогда в драме не показываются, они остаются за рамками, в области подразумеваемого. Еще точнее. Появляется одно большое событие, и драма - это действие по разрешению этого события. Так сказать если у любой истории есть завязка, развитие, кульминация и развязка. То в драме на глобальном уровне: начало - это уже кульминация.

Все давайте в другой раз продолжим, а то я не выспался и устал)))
Elena
Спасибо что зашли на мой блог.Не поступила я потому что случилось событие в моей жизни большей важности.Да и режиссёр это не профессия а характер.
Театральный Смотритель
Ясно)
sergei
Нужна в драматургии ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ советской драматургии, ее классическим образцам!
Вот и все! А пьесу с матами и попами наголо могут и студенты написать, причем будет лихо казаться, но суть этих матерных пьес будут - предательство родины, народа, национальных ценностей. и т.д.
Анонимный
Случайно забрел сюда,прочитал, и стало смешно:давно не сталкивался с такими пафосными ребятами.Амбиции - шекспировские, эрудиция - на уровне незабвенного учебника по марксистско - ленинской философии.А ведь так просто:напиши пьесу, яви миру новое слово в драматургии,и весь театральный мир поймет, что такое Настоящая драматургия.И, может, будет смотреть на тебя,как на Спасителя. А словесным поносом разве сделаешь революцию в театре?
Хозяин Лягушатника
Вы что-то попутали.
Где я писал, что собираюсь делать революцию в театре? Наоборот, я пафосный контрреволюционер, который прочитав незабвенный учебник по марксистко-ленинской философии, набрался шекспировских амбиций разобраться что такое Настоящая драматургия. Если, по-вашему, все так просто, то предлагаю именно вам и явить миру это самое новое слово. Для меня же драматургия - это сложнейший вопрос в мое будущей профессии режиссера.

Раз уж вы вспомнили Ленина, специально для вас его высказывание: Химия и контрреволюция не исключают друг друга.

Но если вами ожидаемая революция исключает театр и драматургию, то опять же вспомним незабвенную марсистко-ленинскую философию:
Принять никак не могу, так как болен. Все театры советую положить в гроб. Наркому просвещения надлежит заниматься не театром, а обучением грамоте!

Всего хорошего, и случайно не забредайте.

Отправить комментарий